Государственная жилищная
инспекция Кировской области
1. В какие сроки управляющая организация должна давать ответ на обращение гражданина?

Необходимость регистрации заявки и предоставления информации по письменному запросу предусмотрена:
- п. 40 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…», в соответствии с которым собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;
- п.п. «з» п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», согласно которому управление многоквартирным домом должно обеспечиваться, в том числе, путем приема и рассмотрения заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме;
- п.п. «и» п. 31 Правил № 354, в соответствии с которым исполнитель обязан принимать в порядке и сроки, установленные Правилами № 354, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки;
- п.п. «к» п. 31 Правил № 354, в соответствии с которым исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении, с указанием причин отказа;
- п. 21 постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», согласно которому предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Таким образом, законодатель разграничил обязанности управляющей организации и сроки предоставления информации в зависимости от требований потребителя, указанных в обращении. 

2. В какие сроки управляющая организация должна предоставлять отчет об исполнении договора управления за предыдущий год перед собственниками?

Согласно подп. «и» п. 3 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 управляющая организация обязана раскрывать отчет об исполнении договора управления многоквартирным домом за год.
Пунктом 9(3) Стандарта установлено, что информация, предусмотренная подп. «и» п. 3 Стандарта раскрывается ежегодно, в течение первого квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация осуществляла управление многоквартирным домом.

3. Каким образом управляющая организация, ТСЖ, ЖСК обязаны раскрывать информацию о своей деятельности по управления многоквартирными домами? 

В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, путем:
- обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru);
- обязательного опубликования на сайте управляющей организации; 
- размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
- предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном либо электронном виде.

4. Обязана ли при смене управляющей компании управляющая компания осуществлявшая управление многоквартирным домом передать денежные средства гражданам или новой управляющей организации по их заявлениям?

При смене управляющих организаций часто возникает ситуация, при которой бывшая управляющая организация не успевает использовать денежные средства, внесенные собственниками в качестве платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Оплаченные жильцами, но не выполненные управляющей компанией работы по капитальному и текущему ремонту здания (в том числе и по основаниям отсутствия необходимости выполнения таких работ) при замене управляющей организации влекут получение прежней управляющей организацией неосновательного обогащения (статьи 1102, 1103Гражданского кодекса Российской Федерации), так как обязательства по проведению работ по содержанию и ремонту общего имущества дома с момента передачи функции управления другой управляющей компании переходят к ней.
Работы по содержанию и ремонту общего имущества дома - это выполнение конкретных работ, а не осуществление определенной деятельности в течение неопределенного периода. Уплаченные жильцами денежные средства в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по содержанию и ремонту общего имущества дома являются предварительной оплатой в счет будущего обязательства по исполнению данных работ и должны быть потрачены именно на эти цели.
Поскольку денежные средства, перечисленные в качестве платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией строго по целевому назначению и только по решению общего собрания собственников (пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации), в случае расторжения с управляющей организацией договора на управление многоквартирным домом (части 8 - 8.2 статьи 162Жилищного кодекса Российской Федерации) или изменения способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) управляющая организация утрачивает правовые основания для дальнейшего удержания денежных средств.
Поэтому предыдущая управляющая организация в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации становится приобретателем неосновательного обогащения и обязана передать денежные средства гражданам или новой управляющей организации по их заявлениям. В случае отказа в перечислении денежных средств, гражданам или новой управляющей организации необходимо обращаться с иском в суд об обязании предыдущей управляющей организации передать неправомерно удерживаемые денежные средства. Решением общего собрания собственников можно наделить председателя совета дома полномочиями представлять интересы всех собственников дома по этому вопросу. В этом случае каждому собственнику придется оформить доверенность на председателя.
С учетом требований положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, суд оценит наличие или отсутствие доказательств, подтверждающих факты выполнения работ предыдущей управляющей компанией и принятия собственниками жилых помещений дома решения о расходовании данных денежных средств, и может прийти к выводу об удовлетворении (отказе в удовлетворении) исковых требований.

5. Существует ли у товариществ собственников жилья обязанность предоставлять реестр членов ТСЖ, сроки его предоставления?
В соответствии с п. 9 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации все товарищества собственников жилья должны ежегодно до 1 апреля представлять в инспекцию (г. Киров, ул. Дерендяева, 23, 610020) копию реестра членов товарищества собственников жилья.
Кроме того пунктом 10 указанной статьи установлена обязанность представлять не позднее 3-х месяцев после регистрации копии изменений, внесенных в уставы, а также выписки из протоколов общих собраний членов ТСЖ с копиями текстов изменений в уставы. Документы должны быть заверены председателем ТСЖ и секретарем общего собрания.
За непредставление или несвоевременное представление данных документов должностные лица ТСЖ или само товарищество могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.